Чем отличается американская модель образования от белорусской?

В рамках реализации Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 года ученые Витебского госуниверситета имени П.М. Машерова регулярно выезжают на стажировки за рубеж. В прошлом году преподаватели из Витебска побывали в Германии и Швеции. С 16 по 26 апреля 2015 года  декан математического факультета ВГУ имени П.М. Машерова Залесская Елена Николаевна была приглашена в Пенсильванский государственный университет (США, г. Хазлетон), который является одним из крупнейших в Америке и пользуется международным признанием в области медицины, естественных и общественных наук. Подтверждением служит статистика: штат преподавателей составляет 17 тыс. человек, а обучаются там около 100 тыс. студентов. Известен он также своим университетским стадионом «Бивер Стэдиум», который вмещает свыше 107 тыс. зрителей и является одной из самых больших спортивных площадок (второй по размерам в США и четвертый в мире). Интересно, что престиж Пенсильванского госуниверситета среди абитуриентов объясняется, помимо прочего, популярностью местной команды по американскому футболу.
Во время стажировки Залесская Е.Н. посещала лекции, принимала участие в совместных научных исследованиях с профессором Франтишеком Марко, пообщалась с американскими коллегами, изучила опыт работы со студентами, выступила с докладами. В рамках одного из докладов Залесская Е.Н. рассказала о системе образования в Республике Беларусь, о некоторых особенностях обучения в вузах Беларуси на примере Витебского госуниверситета. Аудитория была приятно удивлена, что в Беларуси большинство студентов обучаются бесплатно и при этом еще успевающим студентам государство выплачивает стипендию. Для сравнения, обучение в американских вузах платное (за исключением льгот) и не из дешевых. Для жителей штата Пенсильвания получение диплома обойдется где-то в 20 тыс. долларов ежегодно, для жителей других штатов 30 тыс. долларов. Помимо этого, выпускников ожидает еще одно нелегкое испытание – трудоустройство, которое далеко не всегда успешно. Американский профессор Марко привел пример, что его сын с дипломом инженера Пенсильванского университета по причине высокой конкуренции на рынке труда вынужден в течение нескольких лет работать в магазине. 
Еще одним отличием является система поступления в Вузы. Так, например, в США студент поступает в университет, а не на какую-либо специальность, как в Беларуси. Таким образом, только после второго курса студент США точно определяется, кем он будет. А в Беларуси студент, начиная с 3 курса, уже изучает дисциплины специализации.
Американских преподавателей также удивила сама система обучения в вузах Беларуси, а конкретно то, сколько времени учатся белорусские студенты (около 30 часов в неделю) по сравнению с американскими (около 15-20 часов в неделю), система сдачи сессий. Кроме того, в США только лекции, практических, лабораторных занятий нет, всю практическую часть дисциплины студенты изучают самостоятельно, консультируясь с преподавателями. В то время как у нас большинство аудиторных занятий отведено под практические и лабораторные занятия. 
Необходимо отметить высокое качество преподавания в Пенсильванском университете, которое обеспечивается благодаря приглашению в вуз наиболее квалифицированных преподавательских кадров со всего мира, и современное материально-техническое обеспечение университета. 
В общем, отличий в системах образования двух стран достаточно много, но главное то, что цель одна ¬¬– подготовить высококвалифицированных специалистов, которые могут сразу после университетской скамьи решать конкретные производственные задачи. Характеризуя современную модель образования в Беларуси, можно с уверенностью сказать, что она во многом превосходит американскую. Подготовка ученых в области математики и информационных технологий в Беларуси остается очень сильной. Даже среди преподавателей математики  и IT-технологий Пенсильванского университета русскоязычные ученые составляют основную часть среди иностранцев.
Кроме того, на семинаре перед отделом математики Пенсильванского университета Елена Николаевна сделала научный доклад в области алгебры. Научные результаты витебских ученых заинтересовали американских профессоров математики. Впоследствии будут проводиться совместные научные исследования, по результатам которых планируется публикация статей. 
Необходимость активного международного сотрудничества ученых очевидна. Регулярный обмен опытом между исследователями способствует взаимному обогащению идеями, расширению научного кругозора и покорению новых интеллектуальных вершин. Без живого общения с иностранными коллегами, плодотворных зарубежных стажировок, участия в международных конференциях у экспертов вряд ли получится сверить часы и составить ясное представление о тенденциях мировой научной мысли. Декан математического факультета ВГУ им.П.М.Машерова Елена Залесская отметила, что на факультете также активно развивается сотрудничество с российскими, китайскими и немецкими учеными-математиками.
Делясь впечатлениями о своем первом визите в США, Залесская Е.Н. отметила, что США поразили ее спокойствием, доброжелательностью и приветливостью местных жителей. Приглашение декана математического факультета в США является очередным шагом, способствующим расширению международных связей и росту авторитета ВГУ им П.М. Машерова в зарубежном научном сообществе.